22.09.05

Пограничный и таможенный контроль грузовых поездов будет осуществляться непосредственно на границе в Беларуси к 2015 году

Пограничный, таможенный, фитосанитарный и санитарно-карантинный контроль грузовых железнодорожных составов будет осуществляться непосредственно на границе к 2015 году. Об этом БЕЛТА сообщил заместитель начальника службы перевозок Белорусской железной дороги (БЖД) Владимир Бекеш.

По его словам, в настоящее время грузовые поезда проверяются на межгосударственных передаточных станциях, которые расположены на расстоянии 30-70 км от границы. Это создает определенные трудности для контролирующих служб. "Органы, которые осуществляют контроль на границе, потребовали, чтобы БЖД оборудовала железнодорожные пункты пропуска для досмотра непосредственно на границе", - пояснил собеседник.

Введение таких мер продиктовано, по словам специалиста, опасениями таможенных и пограничных служб в связи с возможными нарушениями законодательства во время движения состава от границы до МПС. "По пути следования до границы составы производят остановки, во время которых существует реальная возможность посадки и высадки людей, загрузки или выгрузки грузов", - заметил собеседник.

В настоящее время в Беларуси насчитывается 19 железнодорожных пунктов пропуска и 7 межгосударственных передаточных станций (МПС), на которых выполняются все операции по контролю и оформлению поездов, следующих в межгосударственном сообщении.

Для реализации данного проекта была разработана и уже утверждена концепция развития железнодорожных пунктов пропуска на государственной границе Беларуси. Ее исполнение позволит обеспечить пограничную безопасность республики на государственной границе на каналах международного железнодорожного сообщения, защиту экономических интересов страны, будет способствовать развитию международных связей.

В соответствии с документом на МПС будет расширена инфраструктура, достроены пути, платформы, помещения для размещения персонала, проведения досмотра, создана или модернизирована инженерная система.

Ожидается, что пограничники более не будут проводить досмотр грузов и подвижного состава на межгосударственных передаточных станциях: они будут работать только на границе. На МПС останутся таможенники и специалисты по санитарии. Аналогичная схема досмотра применяется в Украине, Литве и Латвии.

Предполагается, что на границе будет досматриваться поезд, локомотив, бригада, но не сам груз. Он по-прежнему будет тщательно проверяться на МПС. "Полностью переносить весь комплекс на границу было бы слишком дорого и привело бы к замедлению продвижения транзитных грузов", - убежден Владимир Бекеш.

По его информации, в настоящее время норматив предусматривает проверку 71 вагона за 30-40 минут на границе и 2-3 часа на МПС. С реализацией нового принципа срок проверки будет сокращен.

По предварительной оценке, реализация проекта потребует привлечения 245 млрд. рублей до 2015 года. Будут задействованы собственные средства БЖД, внутренние и внешние инвестиции. В частности, не исключается участие международных финансово-кредитных организаций. На организацию пограничного контроля потребуется 73,4 млрд. рублей, таможенного - 71,5 млрд. рублей, железнодорожного - 84,8 млрд. рублей, фитосанитарного, ветеринарного и иных видов контроля - 15,8 млрд. рублей.

В ближайшее время будет создана специальная рабочая группа, которая разработает программу развития железнодорожных пунктов пропуска на государственной границе Беларуси. Документ поступит на рассмотрение правительства в первом квартале 2006 года.

Посольство Республики Беларусь в РФ; 22.09.05