22.09.16

На 2017 год запланировано значительное снижение поступлений в республиканский бюджет от ВЭД

Министерство финансов опубликовало проект республиканского бюджета на 2017 год. Впервые за последние годы проект главного финансового документа выставлен в публичном доступе на сайте Минфина более чем за три месяца до начала финансового года и еще до начала обсуждения в парламенте.

Согласно проекту закона о бюджете, на 2017 год запланирован профицит – BYN 1 496,2 млн, доходы превысят расходы на 8,9%. Сумма расходов определена в размере BYN 16 739,1 млн, сумма доходов – BYN 18 235,2 млн.

По сравнению с принятым на 2016 год республиканским бюджетом размер профицита сократится на 12,9% за счет более быстрого роста расходов по сравнению с ростом доходов – 2,4% против 1,0%.

Как отмечается в пояснительной записке к проекту бюджета и неоднократно указывалось представителями госорганов, в основу бюджета на 2016 год заложен базовый сценарий развития экономики: темп роста ВВП – 100,2%, цена на нефть – USD 35 за баррель, курс российского рубля – RUB 75 за доллар США, ставка рефинансирования Национального банка – 15-17%.

В пояснительной записке отмечается, что налоговая нагрузка в 2017 году снизится по сравнению с 2016 годом на 0,8 процентного пункта и составит 23,6% к ВВП.

"Снижение уровня налоговой нагрузки по сравнению с 2016 годом обусловлено уменьшением доли налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (снижение на 0,6 процентных пункта), в основном доходов от вывозных таможенных пошлин", – отмечается в пояснительной записке.

В плане основных направлений формирования доходной части республиканского бюджета предусмотрена индексация ставок налогов, установленных в белорусских рублях на размер инфляции. Это касается земельного налога, экологического налога, налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, подоходного налога в фиксированных суммах, единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, акцизов, за исключением автомобильного топлива, алкогольной продукции и пива. Также планируется, что базовая величина увеличится с нынешних BYN 21 до BYN 23, или на 9,5%.

Среди других важных особенностей формирования доходной части бюджета – отмена части налоговых льгот. В частности, отменяются налоговые льготы по налогу на прибыль от услуг, оказываемых гостиницами, а также услуг по размещению туристов, по НДС по реализации физлицам услуг по техинвентаризации недвижимости и оценке недвижимости. Кроме того, будет отменена пониженная ставка налога прибыль для членов ассоциации "Инфопарк", которая составляла 5%, сейчас она станет привычные 18%.

Сумма ожидаемых доходов бюджета от поступления экспортных пошлин на нефтепродукты на 2017 год запланирована в размерах USD 491,7 млн. Такой низкий объем ожидаемых доходов за счет экспортных пошлин (доходы от поступления пошлин на нефтепродукты на 2016 год были запланированы на уровне около USD 1 млрд) связан, в первую очередь, с заложенной в проект республиканского бюджета низкой ценой нефти. Непонятно также, какой объем экспорта нефтепродуктов закладывается в рассчитываемый показатель, поскольку в III и, вероятно, IV кварталах 2016 года объем экспорта этой продукции снизится из-за ограничения поставок нефти в Беларусь. Не исключено, что урезанные объемы нефти могут перейти и на 2017 год, если политические власти Беларуси и России не смогут договориться о приемлемой для обеих сторон цене на газ для Беларуси.

Агентство "Бизнес-новости" проанализировало основные изменения в структуре и сумме доходов республиканского бюджета в опубликованном проекте закона о бюджете на 2017 год и принятом законе о бюджете на 2016 год.

Налоговые доходы

Налоговые доходы республиканского бюджета на 2017 год сократятся на 1,2% по сравнению с принятым бюджетом на 2016 год. Как ранее отмечалось, сокращение произойдет за счет резкого уменьшения налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности – на 23,1%. При этом доля налоговых доходов от ВЭД в общем объеме налоговых доходов республиканского бюджета снизится с 29,4% до 22,6%.

Основной компонент налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности – поступления от вывозных таможенных пошлин – снизится на 31,7%. Наибольшую долю в этом объеме занимают экспортные пошлины на нефтепродукты. Объем таможенных сборов и ввозных таможенных пошлин (за исключением пошлин, уплачиваемых и зачисляемых в рамках договора о ЕАЭС) уменьшится на 29,4%. Снижение объемов поступлений таможенных пошлин в бюджет является следствием падения уровня деловой активности в экономике и уменьшения объемов внешней торговли. Например, как отмечало агентство "Бизнес-новости", в январе-июле 2016 года внешнеторговый оборот товаров и услуг снизился по отношению к аналогичному периоду 2015 года на 14,3%. Напротив, ввозные пошлины в рамках договора о ЕАЭС вырастут на 8,1% за счет роста поступлений от всех партнеров, кроме Казахстана.

Поступления от ввозных пошлин, уплаченных на территории Беларуси и зачисляемых в республиканский бюджет Беларуси в соответствии с договором о ЕАЭС снизятся на 10,6%, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, зачисляемых по этому же принципу, вырастут на 46,5%. Прочие сборы и поступления от ВЭД снизятся на 24,6%.

Наиболее значительный прирост в структуре налоговых доходов ожидается по налогам на товары (работы, услуги). Предполагается, что поступления от них вырастут на 8,6%, а их доля в общем объеме налоговых доходов вырастет на 6 п.п. – до 66,4%.

Основной прирост доходов обеспечит НДС – сумма поступлений от него вырастет на 11,7%. Это произойдет за счет расширения базы товаров и услуг, которые будут облагаться НДС. Например, Министерство по налогам и сборам выступило инициатором введения НДС на продажи мобильных приложений и других электронных продуктов на территории Беларуси.

Поступления от акцизов вырастут на 9,2% притом, что на некоторые товары, например, автомобильное топливо или отдельные виды алкогольных напитков ставки акцизов повышать в 2017 году не планируется. Также ожидается прирост поступлений по специальным сборам и пошлинам – на 34,9%.

Одновременно снижение объема транзита по территории Беларуси привел к планируемому уменьшению поступлений от сбора за проезд по белорусским дорогам иностранных автомобилей на 36,8%. Поступления от экологического налога снизятся на 16,8%, от налога на добычу природных ресурсов – на 22,6%.

Доля налогов на прибыль и доходы вырастет с 6,5% до 6,6% от общей суммы налоговых доходов. Сумма поступлений от налога на прибыль останется практически неизменной в рублевом выражении – прирост составит всего 0,1%. Примечательно, что в текущем году по этому налогу наблюдается значительный недобор. Поступления по налогам от налогов на доходы даже немного (на 0,01%) снизятся по сравнению с республиканским бюджетом, принятым на 2016 год.

Поступления от других налогов, сборов и прочих налоговых доходов в 2017 году вырастут по сравнению с 2016 годом на 16,8% в основном за счет увеличения сбора государственной пошлины, который вырастет на 18,7%.

Неналоговые доходы

На 9,2% в 2017 году упадут поступления в бюджет за счет неналоговых доходов. Причем структура неналоговых доходов значительно изменится: значительно уменьшится доля доходов от использования госимущества, при этом другие виды доходов в этой категории вырастут.

В проекте бюджета на 2017 год предусмотрено уменьшение процентов за пользование денежными средствами бюджетов на 23,2%. Это может быть связано как с объявленным снижением объемов господдержки, так и с ухудшением платежеспособности компаний. На 25,4% сократятся поступления от дивидендов по акциям и доходы от других форм участия в капитале, хотя доходы от перечисления прибыли унитарных предприятий и государственных объединений должны вырасти на 37,8%.

Доходы от деятельности, приносящей доходы, в 2017 году вырастут на 27,3%. Ожидается, что все компоненты этой категории доходов увеличатся. Объем поступлений от штрафов и удержаний должен вырасти в 2017 году на 13,7%. Объем поступлений от прочих неналоговых доходов снизится всего на 0,05%.

Безвозмездные поступления и целевые фонды

На 2017 год запланирован рост объемов безвозмездных поступлений в республиканский бюджет – на 65,9%. Основной рост покажут безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы Беларуси – на 62,9% (эти поступления занимают 79,2% от общего объема безвозмездных поступлений). Также на 78,5% вырастут безвозмездные поступления от иностранных государств.

Доходы государственных целевых бюджетных фондов в 2017 году должны вырасти по сравнению с принятым бюджетом на 2016 год на 25,9%. В частности, доходы республиканского дорожного фонда вырастут на 31,8%, фонда национального развития – на 26,6%. При этом поступления в республиканский централизованный инновационный фонд снизятся на 0,2%.

Таким образом, на бюджет 2017 года значительное влияние окажет ситуация на международном сырьевом рынке, что приведет к падению поступлений за счет ввозных пошлин. Кроме того, снижение деловой активности в экономике приведет к падению объемов сбора налога на прибыль, одновременно это будет компенсироваться увеличением числа объектов налогообложения НДС. В 2017 году ожидается снижение объемов поступления доходов от размещения государственных инвестиций, что обусловлено сложным положением пользователей государственными средствами и госпредприятий. С другой стороны, высокомаржинальные предприятия продолжат платить за свой успех и пополнять фонд национального развития.

ИАА Бизнес-новости