12.01.10

Москва пойдет на уступки Минску по поставкам нефти ради сохранения перспектив Таможенного союза

После новогодних каникул Москва и Минск продолжат переговоры по условиям поставок в Белоруссию российской нефти. В ходе предыдущих раундов, состоявшихся 30-31 декабря 2009 г и 6-7 января 2010 г, белорусским и российским переговорщикам не удалось существенно сблизить позиции по наиболее принципиальным вопросам и выйти на подписание соответствующих документов. Минск настаивает, как известно, на распространении беспошлинного режима на все объемы поставляемой в страну российской нефти. Между тем, РФ готова обложить льготной пошлиной лишь треть своего экспорта в соседнюю страну. Эксперты подсчитали, что "цена вопроса" порядка 2-3 млрд нефтедолларов.

Если подходить к проблеме "нефтяных" разногласий между Москвой и Минском с экономическим "прицелом", то для РФ потеря этих денег не является катастрофой. Между тем, нет гарантий того, что в будущем белорусы не захотят распространить принцип льготного налогообложения и на другие сферы экономической деятельности, что, скорее всего, и останавливает Москву от решения пойти на уступки Минску в вопросах поставки нефти в начале 2010 г.

Как сказал в интервью ПРАЙМ-ТАСС президент Института национальной стратегии Станислав Белковский, "нет никакой тайны или неожиданности в позиции Белоруссии по поводу того, что вся поставляемая в страну нефть из РФ, независимо от того, предназначается ли она для внутреннего использования или пойдет затем на экспорт, должна облагаться по льготной ставке". "Такая позиция по энергетическому сотрудничеству между нашими странами является безусловным козырем для /президента Белоруссии Александра/ Лукашенко в режиме согласования Москвой и Минском проекта Таможенного союза /прим. входит Россия, Белоруссия и Казахстан/", - говорит С.Белковский.

По его мнению, "в конце концов, на нефтяных переговорах стороны пойдут на уступки друг другу, но мы пойдем на большие уступки, чем белорусы", - заключает он. При этом С.Белковский не готов комментировать вопрос о том, какие объемы российской нефти, поставляемой в Белоруссию, попадут под льготное налогообложение. "В Москве пока не знают, как далеко они готовы пойти на уступки Минску", - отмечает эксперт.

Ранее в правительстве Белоруссии заявляли, что вице-премьер Владимир Семашко вылетит в российскую столицу для подписания документов лишь в случае достижения полного понимания сторон по нефтяной проблеме.

Пресс-секретарь Совета министров Белоруссии Александр Тимошенко, в свою очередь, сообщил, что правительственные чиновники отправились в Москву по приглашению вице-премьера России Игоря Сечина.

"Белорусская делегация, в состав которой входят представители ряда профильных белорусских министерств и ведомств, наделена всеми необходимыми полномочиями для проведения переговоров и подписания соответствующих документов. При этом позиция белорусской стороны по-прежнему основывается на необходимости достижения взаимоприемлемых договоренностей в рамках действующей правовой базы белорусско-российских отношений", - подчеркнул А. Тимошенко.

Суть противоречий заключается в следующем. Около 7 млн т нефти для внутреннего потребления РФ готова поставлять в Белоруссию по льготным тарифам, однако на остальные 20 млн т для переработки на белорусских НПЗ уже распространяются мировые цены. Минск с таким подходом категорически не согласен, утверждая, что в рамках вновь созданного Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, формально заработавшего с 1 января 2010 г, "бесплатной" для страны должно быть абсолютно вся поставляемая в страну российская нефть.

Ранее Москва и Минск обменялись жесткими заявлениями в адрес друг друга.

В частности, российская сторона предупредила: в случае неподписания соглашения до 31 декабря 2009 г Белоруссии придется оплачивать 100 проц пошлины при поставках всего объема нефти. Минск же настаивает на продлении льготного режима, заявляя о нецелесообразности Таможенного союза в таком виде. По подсчетам экспертов, цена вопроса, по поводу которого бьются переговорщики, достаточно высока – приблизительно 3 млрд долл. Поэтому официальный Минск настаивает на том, чтобы таможенная пошлина была отменена, а все деньги поступали в белорусский бюджет.

Кроме того, в конце прошлого года Москва не исключала прекращения поставок нефти из РФ на белорусские заводы по переработке нефти /НПЗ/ в случае, если Минск будет затягивать подписанию соглашения по поставкам в страну российской нефти. Однако этот сценарий не сработал, а транзит нефти через Белоруссию в Европу по-прежнему продолжается, как и поставки на белорусские НПЗ.

Беспошлинные поставки 6,3 млн тонн нефти из РФ приносят Белоруссии выгоду в 1,8 млрд долл в год, а РФ готова продолжать поставлять республике такой объем нефти. Россия выразила готовность поставлять в Белоруссию беспошлинно российскую сырую нефть в объеме, необходимом для внутреннего потребления за вычетом собственной добычи Белоруссии /около 1,7 млн т/. В целом объемы внутреннего потребления, по оценкам специалистов, составляют 8 миллионов тонн нефти в год.

Белоруссия же просит увеличить беспошлинные поставки нефти до 30 миллионов т и обещает в ином случае увеличить пошлины на транзит российской нефти до 45 долл за т /сейчас это 3,9 долл/.

Между тем, часть экспертов считает, что нефтяные разногласия между РФ и Белоруссией явно выходят за рамки экономических споров. По их мнению, в данной коллизии есть явный политический контекст.

А.Лукашенко пытается повысить свой собственный статус и статус своей страны в проекте Таможенного союза, что, вероятно, не вполне укладывается в сценарий развития этого "образования", расписанный в Москве.

Укрощение строптивости А.Лукашенко, однако, пока не прописано неким логическим планом, предполагающим уступки РФ Белоруссии, что позволяет Минску пустить в ход элементы шантажа. Государственное производственное объединение электроэнергетики "Белэнерго" проявило инициативу, заявив ранее о возможности приостановки транзита российской электроэнергии в Калининградскую область и страны Балтии. Представители российского региона и литовская сторона назвали такие предупреждения издержками напряженных белорусско-российских переговоров. Тем не менее, первая встреча представителей заинтересованных ведомств по условиям транзита электроэнергии запланирована на 11 января, и нет никаких гарантий, что вслед за нефтяным противостоянием не возникнет высокое политическое напряжение в электросетях.

В заключении стоит напомнить, что месяц назад РФ и Белоруссия приняли принципиальное решение по развитию нефтяного сотрудничества, которое не создаст затруднений для Минска и сделает его более современным. Об этом 10 декабря 2009 г заявил президент РФ Дмитрий Медведев, открывая заседание Высшего Госсовета Союзного государства после более чем 5-часовых переговоров в узком составе.

"Мы приняли принципиальное решение - положительно ответить на различные обращения, касающиеся того, как будет происходить сотрудничество в нефтяной сфере", - сказал он, не уточнив, какое именно решение имеется в виду. Д.Медведев лишь добавил, что "о развязках, которые подготовлены, доложат вице-премьеры".

"Это наиболее важное решение, которое будет способствовать развитию энергетического сотрудничества, как минимум, не создаст затруднений белорусским партнерам и в то же время сделает сотрудничество более современным", - отметил российский президент.

Во время декабрьской встречи Д.Медведев и А.Лукашенко уделили особое внимание вопросам дальнейшего укрепления экономического фундамента российско-белорусского интеграционного сотрудничества, в том числе с учетом имеющихся решений о запуске с 1 января 2010 г таможенного союза "тройки" ЕврАзЭС – РФ, Белоруссии и Казахстана.

"Я довольно скептически оцениваю перспективы Таможенного союза, так как очевидно, что экономические и политические интересы его учредителей не совпадают", - отмечает С.Белковский. По его словам, "геополитические интересы участников разняться, единого вектора движения в экономическом пространстве у участников этого союза нет, а значит, сам союз является бессмысленным".

prime-tass.ru 12.01.10